СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНОЧНОСТЬ ГАЗЕТНОЙ РЕЧИ - одна из основных стилевых черт газетно-публиц. стиля, обусловленная не только информативным, но и - преимущественно - воздействующим характером публиц. речи. Как важнейший принцип языка публицистики, С. о. была обоснована в работах Г.Я. Солганика (1980).
В постперестроечные годы в исследовательской литературе предпринимались попытки переосмыслить этот принцип. Так, напр., один из авторов монографии "Культура русской речи и эффективность общения" (1996) пишет: "В советском лингвистическом газетоведении социальная оценочность нередко рассматривалась как примарный признак "языка газеты", хотя это утверждение покоилось не столько на лингвистических, сколько на идеологических основаниях". Думается, что упрек зиждется на недооценке влияния экстралингвистических факторов на лингвистические характеристики текстов. Г.Я. Солганик прав, отмечая, что "смена идеологической парадигмы не отменила принципа социальной оценочности" (Солганик, 2000).
Принцип С. о. вытекает из особенностей публиц. подхода к миру. Журналист осуществляет свою профессиональную деятельность как представитель, выразитель, защитник интересов и ценностей тех или иных социальных групп. Следовательно, аксиологическая деятельность журналиста укладывается в оценки той или иной социальной группы. Несмотря на то что порою он глубоко вникает в суть фактов, явлений, умело подбирает аргументы для обоснования своей позиции, журналист, даже провозгласив примат общечеловеческих ценностей, в конечном итоге воспроизводит оценки какой-то социальной группы (Е.П. Прохоров; Г.В. Лазутина; Г.О. Устимова и мн. др.). Такая особенность оценочной деятельности отражается в характере оценочности журналистских текстов.
С. о. в доперестроечной прессе выражалась в резком делении оценочных языковых средств на позитивно- и негативнооценочные, связанные с номинацией идеологических понятий ("наше" - "не наше"). Это деление сохраняется и в современной прессе, хотя, конечно, палитра оценок весьма обогатилась. Принцип С. о. продолжает действовать и формирует, как и в прошлом, важнейший разряд словаря публицистики - концептуальную лексику. Однако отсутствует резкое разграничение позитивной и негативной оценочности. Многие слова, имевшие ранее отрицательную окраску, приобретают нейтральное звучание или даже меняют знак оценки (ВПК, бизнес). Как своеобразное средство непрямой оценки получает распространение ирония, служащая средством снижения агрессивности, категоричности.
Лит.: Солганик Г.Я. Общие особенности языка газеты // Язык и стиль средств массовой информации и проопаганды. - М., 1980; Его же: Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. - М., 2000; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: дис. д-ра филол. н. - М., 1992; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 1996; Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996; Лазутина Г.В. Журналистское познание мира // Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000; Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. - СПб., 2002.
Л.Р. Дускаева